Отправлено: 16.11.09 22:42. Заголовок: Знал бы Норштейн, что делал мультик, а сделал учебник философии. ..
Из учебного пособия "Социология трансграничности" Москва 2005
Глава "Трансграничность в символике образов по м/ф "Ёжик в тумане" ( с несущественными сокращениями)
Композиция сказки "Ежик в тумане" построена на пространственном перемещении главного героя вдоль границы двух миров – реального и потустороннего. Ежик отправляется в путь в сумерках, в период перехода от дневного света к ночной тьме. Самое главное существо, ради которого Ежик спускается в туман - Белая Лошадь, утонувшая в тумане по грудь - имеет белую масть, что сразу переводит ее в систему образов загробного мира. Конь не только в религии, но и в сказках представляется заупокойным животным. Основная функция коня – посредничество между двумя царствами. Поэтому стремление Ежика узнать, что происходит с Лошадью, можно оценивать как интерес к явлениям потустороннего мира, а само путешествия героя сказки – как Путь познания, проходящий через границу двух миров.
[ i]Памятник Ежику в тумане. Киев
Символом такого знания становится встреченное Ежиком дерево – огромный Дуб. Это яркий образ Мирового Древа, которое топографически проходит сквозь границы трех миров – хтонического, земного и небесного, являя собой структуру Космоса. Величие дерева так потрясает Ежика, что он теряет узелок с малиновым вареньем для Медвежонка – волшебный предмет, символизирующий связь героя с реальным миром. Находит и приносит узелок Собака – существо, являющееся проводником в царство мертвых (египетский Анубис). На пути в тумане Ежику встречается Река – важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. Ежик падает в воду, переживая своего рода смерть (его понесло по течению). Но и в реке обнаруживается добрый дух – безмолвно говорящая невидимая рыба, как некий эквивалент нижнего мира, царства мертвых. Рыба выносит Ежика на другой берег, на землю – Средний мир, Центр космоса и Начало жизни. Целью путешествия Ежика была встреча с Медвежонком – они вместе считали звезды (символ Верхнего мира в архаической мифологии). В этом виден мотив познания, и одновременно подтверждение другого сакрального знания – о бессмертии. Ярким подтверждением такого знания являются постоянно сгорающие в огне можжевеловые веточки, на которых Медвежонок (еще один архаичный хтонический символ) ставит самовар. С можжевельником в мифологических представлениях устойчиво связывается символика смерти и ее преодоления как начала вечной жизни. Ежик настолько потрясен открывшейся для него картиной Вселенной, что остается безучастным к действиям Медвежонка и продолжает размышлять о действиях Белой Лошади в тумане, т. е. его сознание продолжает оставаться на границе двух миров, на зыбкой грани сознательного и бессознательного осмысления бытия.
Отправлено: 16.11.09 22:51. Заголовок: В Киеве много наших ..
В Киеве много наших живёт, и памятников нашим тоже много. А по теме, дабы админ не шалил, хотя пусть только посмеет со мной чего пошалить, я ему и Холокост и Асвенцем вспомню! О чем это я? Ах, да по теме - мультик фигня. Тумана много.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет